Арыстанбеков Марат Акытович,
д.ю.н,
доцент, ведущий сотрудник НИИ «Правовых и сравнительных
исследований»Карагандинского университета «Болашак»
Республика Казахстан, г. Караганда
Некоторые аспекты расследования преступлений в сфере
налогообложения в Республике Казахстан
Президент Республики
Казахстан своим Указом от 6 мая 1998 года №3935 «О мерах по повышению
эффективности борьбы с экономической преступностью» образовал Комитет налоговой
полиции Республики Казахстан. Данному органу была доверена борьба практически
со всеми видами экономических и коррупционных преступлений. Налоговая полиция
Республики Казахстан обладает функциями и полномочиями в области
предварительного следствия в полном объеме.Органы налоговой полиции своей деятельностью
«органически заполнили существующий пробел в правоохранительной и контрольной
функциях государства».[1]
22 января 2001 года Указом
Президента РК № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной
деятельности в Республике Казахстан» было создано Агентство финансовой полиции
Республики Казахстан как орган, не входящий в состав Правительства Республики
Казахстан.
4 июля 2002 года Президент
Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой
полиции Республики Казахстан», в соответствии с которым, органам финансовой
полиции был придан статус специального государственного органа, осуществляющего
правоохранительную деятельность.
Вст. 1 Закона четко
регламентирован статус этой организации «Органы финансовой полиции Республики
Казахстан (далее - органы финансовой полиции) являются специальными
государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность,
направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и
расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека
и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и
финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания,
административного производства
в пределах их полномочий, установленных законом».
В соответствии с данным
законом, органы финансовой полиции вправе составлять протоколы и рассматривать
дела об административных правонарушениях, осуществлять административное
задержание, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством
Республики Казахстан об административных правонарушениях, также изымать или
производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в
соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Помимо вышеперечисленных
прав, органы финансовой полиции, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8, обязаны предупреждать,
выявлять и пресекать административные правонарушения. Руководители органов
финансовой полиции и их заместители, руководители органов финансовой полиции по
областям, городам республиканского значения, столицы Республики Казахстан,
межрегиональных, районных, городских, районных в городах и специальных
подразделений финансовой полиции и их заместители вправе рассматривать дела об
административных правонарушениях в области налогообложения и налагать
административные взыскания, предусмотренные ст.ст. 205 (ч.1,2,4,5), 207, 212,
215 КоАП РК. К данным правонарушениям относятся: нарушение срока постановки на
налоговый учет в налоговом органе; сокрытие объектов налогообложения; нарушение
порядка допуска на территорию рынка; нарушение порядка применения контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью. По вышеперечисленным категориям административных
дел органы финансовой полиции сами составляют протоколы об административных
правонарушениях, ведут производство по рассмотрению этих дел и выносят
постановления о наложении административного взыскания. В административном
законодательстве закреплен перечень должностных лиц, имеющих право составлять
протоколы об административных правонарушениях по делам, рассматриваемым судами.
К таким относятся: нарушение правил ввоза, транспортировки, производства,
хранения и реализации подакцизных товаров; нарушение порядка и правил
маркировки.
Сегодня пересматриваются
подходы к содержанию правоохранительных функций государства и деятельности
правоохранительных органов. Ранее считалось, что правоохранительные органы
призваны охранять, прежде всего, интересы государства, а затем только права
граждан и организаций. Признание, соблюдение и защита прав и свобод должны
обеспечиваться всеми органами государства, осуществляющими предупреждение,
раскрытие и расследование преступлений, а также производство по делам об
административных правонарушениях. При этом, правоохранительная деятельность не
«замыкается на узких специфических вопросах борьбы с правонарушениями, а
заключается в охране права в целом».[2]
Деятельность органов
финансовой полиции связана с расследованием дел об административных
правонарушениях в области налогообложения. Выявление правонарушения,
возбуждение дела и его рассмотрение, а также вынесение постановления и
наложение взыскания является одним из видов правоохранительной деятельности
данного органа, которая одновременно включает в себя систему мероприятий,
направленных на создание необходимых условий для добровольного и
принудительного исполнения обязательств.
Действующее законодательство
Республики Казахстан предусматривает две основные формы защиты прав и интересов
налогоплательщиков: судебную и административную.
Во внесудебном
(административном) порядке дела об административных правонарушениях правомочны
рассматривать только органы финансовой полиции и налоговой службы.
Деятельность органов
финансовой полиции сегодня связана с экономической безопасностью нашего
государства. Обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан
органами финансовой полиции рассматривается в тесной взаимосвязи с национальной
безопасностью, а также с государственной независимостью. Несмотря на
относительно небольшое количество выявленных правонарушений и преступлений в
сфере экономической деятельности, ущерб от них весьма значительный. Наибольший
ущерб причиняется уклонением от уплаты налогов, что составляет 34,8% от общего
объема всех преступлений в экономической сфере.[3]
Внушительный уровень
правонарушений в области налогообложения, обусловливает необходимость
разработки эффективных методов их выявления. Выявить правонарушения в области
налогообложения гораздо сложнее, чем какие-либо другие правонарушения. В первую
очередь, это связано с конфликтом интересов в области налогообложения. Каждый
налогоплательщик стремится уменьшить свои налоговые обязательства, а
государство стремится обеспечить полное, своевременное исполнение
налогоплательщиком своих обязанностей в области налогообложения. Проблема
выявления правонарушений в области налогообложения также связана и с трудностью
их обнаружения. Признаки, указывающие на наличие налогового правонарушения, а
также и налогового преступления, в зависимости от степени выраженности,
подразделяются на явные и неявные. Явные прямо указывают на наличие
правонарушения. К числу явных признаков наличия административного
правонарушения относятся: несоответствия осуществленной хозяйственной операции
ее документальному отражению; наличие подлогов документов, несоответствие
записей в первичных и отчетных документах и т.д. Неявные не несут прямых
указаний или информации о совершении правонарушения, к ним относятся
неправильное ведение документооборота, несоблюдение правил ведения кассовых
операций и т.п.[4]
На современном этапе
некоторые ученые ставят вопрос о необходимости, возможности и перспективах
использования положений криминалистики в административном процессе. В первую
очередь, это связано с необходимостью законодательного закрепления института
административного расследования с учетом особенностей к которым относятся:
1) административное
расследование проводится только по определенным категориям дел (например, по
делам об административных правонарушениях в области налогообложения, в
таможенной сфере и т.д.);
2) административное
расследование проводится только в тех случаях, когда проведение процессуальных
действий требует значительных временных затрат;
3) решение о проведении
административного расследования принимается должностными лицами органов
налоговой службы и финансовой полиции, а также судьями, в соответствии с
подведомственностью рассмотрения дела об административном правонарушении;
4) административное
расследование проводится по месту совершения или выявления административного
правонарушения;
5) срок административного
расследования не должен превышать 30 календарных дней, в исключительных случаях
может быть продлен до 90 дней; по результатам административного расследования
составляется протокол об административном правонарушении либо выносится
постановление о прекращении дела об административном правонарушении.[5]
При этом необходимо
учитывать, что криминалистическая характеристика преступлений в сфере
налогообложения представляет собой комплекс криминалистически значимых
признаков о типичной исходной информации, способах совершения рассматриваемых
деяний их субъекте, обстоятельствах, подлежащих установлению в целях
определения эффективной методики расследования рассматриваемых видов
криминальных посягательств. Для организации эффективного расследования
преступлений, прежде всего необходимы знания о наиболее распространённых
источниках, содержании и условиях получения исходной информации о событиях
преступлений.[6]
Кроме этого, в
криминалистическую характеристику входят элементы, раскрывающие совершение
преступления, основным из которых является способ совершения преступного
деяния. Конечная цель изучения способов совершения преступления в
криминалистической науке - выявление закономерностей возникновения
доказательств. Элементы криминалистической характеристики преступления выделяют
систему действий по подготовке, совершению и сокрытию преступлений, свойства личности,
связанные с обстоятельствами преступного посягательств.При этом, следы
преступлений и правонарушений в налоговой сфере отражаются в процессе
производства (товаров, работ и услуг), их распределения и реализации. На
практике встречаются правонарушения в области налогообложения, таможенного дела
и т.п., где необходимы знания налогового и бухгалтерского учетов. Полное их
исследование возможно лишь при применении комплекса всех экономических и
финансовых наук, тогда как, следственная и судебная практика ограничивается
использованием лишь бухгалтерского учета, что приводит к отставанию других
экономико-аналитических наук. Здесь необходимо отметить, что при осуществлении
контроля и выявления нарушений налогового законодательства, ощущается
недостаток экономических знаний у сотрудников финансовой полиции. Именно по
этой причине часть уголовных дел остаются нераскрытыми. Данная проблема,
связана с тем, что в основном сотрудники финансовой полиции имеют юридическое
образование, что конечно, не исключает привлечения к расследованию,
специалистов обладающих специальными научными знаниями в области экономики.
Другой причиной, является отсутствие единой методики расследования налоговых
правонарушений и преступлений[7].Здесь
необходимо отметить, что изучение способов совершения преступлений
способствует: а) разработке методик по раскрытию преступлений; б) получению
доказательств, изобличающих преступника; в) выявлению неизвестных эпизодов
преступной деятельности и лиц, причастных к совершению преступления; г)
выявлению причин и условий способствующих совершению преступления.
Кроме этого, решение
проблем расследования преступлений в сфере налогообложения видится, во
взаимодействии служб и подразделении финансовой полиции с органами налоговой
службы и другими правоохранительными органами. Такое взаимодействие возможно
осуществлять в информационных, правовых и организационных формах.[8]
Таким образом, проблему
укрепления экономической безопасности Республики Казахстан невозможно решить
только мерами административной ответственности и уголовного преследования.
Борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями требует эффективности
деятельности не только органов финансовой полиции как одного из видов их
правоохранительной деятельности, но и всех ветвей государственной власти, а
также повышение чувства долга и ответственности перед государством самих
граждан.
[1]Каиржанов Е., Айкимбаев А. Проблемы борьбы с
уклонением от уплаты налогов в Республике Казахстан: Учебное пособие. – Алматы:
«Оркениет», 2000. – с. 67.
[2]Бекбергенов Н.А. Правоохранительная деятельность в
Республике Казахстан: Учебное пособие. – Караганда: «БолашакБаспа», 1998. –
С.12.
[3]Тусупбеков Р.Т. Актуальные проблемы повышения
эффективности экономической безопасности Республики Казахстан // Научные труды
Академии финансовой полиции Республики Казахстан. – Астана: «Фолиант», 2011. -
С.8.
[4]Тусупжанов С.Б. Проблемы использования специальных
знаний при расследовании налоговых преступлений // Научные труды Академии
финансовой полиции Республики Казахстан. – Астана: «Фолиант», 2002. – С. 87.
[5]Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Возможности и перспективы
использования криминалистики в административном процессе // Правоведение. –
2003. - № 3. – С. 108.
[6] Козлов В.А. Значение криминалистической
характеристики для установления субъекта налоговых преступлений //
Правоведение. – 2004. - № 1. – С. 75.
[7] Ахметова Э.Н. Проблемные вопросы использования аудита
и судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам об экономических
преступлениях // Научные труды академии финансовой полиции. – Алматы:
«Жетыжаргы», 2001. – С. 227.
[8]Сидоренко Т.В. Роль органов финансовой полиции в борьбе
с налоговыми преступлениями и правонарушениями в Республике Казахстан //
Вестник №3 – 2007. С.23-24.
/%* � A D P� @�� D%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%202012%20%D0%A0%D0%90%D0%9F/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%201.docx#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] BGH NJW 1999, 3198, 3202.
[12] BGH NJW 1999, 3198, 3201.
[13] BGH NJW 1964, 2350, 2351.
[14] Kropholler, § 60 IV 6.
[15] In diesem Sinne das Kammergericht (KG) Zeitschrift für Schiedsverfahren (SchiedsVZ) 2007, 100; vgl. auch die Rechtsprechung in der Schweiz, Zivilgericht Basel-Stadt Basler Juristische Mitteilungen (BJM) 1966, 253, 254; Kropholler, § 60 IV 6.
[16] Az. VAS 13688/09, IPRax 2011, 194. Hierzulande wird dieses Gericht auch Arbitragegericht oder Handelsgericht genannt, IPRax 2011, 194 Fn. 1.
[17] Beschluss vom 3.11.2009, Az. N 5-G09-112; Beschluss vom 1.12.2009, Az. N 4-G09-27 (zitiert nach Kopylov, IPRax 2011, 195, 197 Fn. 37).
[18] Vgl. z. B. BVerfG, NJW 1993, 2035 (2036).
[19] Vgl. die kurze Zusammenfassung bei Ruge, Begründung von Wohnungseigentum an Bestandsimmobilien, S. 38 m. w. N.
[20]EntwurfeinesGesetzesüberdieenergetischeModernisierungvonvermietetemWohnraumundüberdievereinfachteDurchsetzungvonRäumungstiteln(Mietrechtsänderungsgesetz-MietRÄndG).
[22] Sie werden allgemein auch als essentialia negotii bezeichnet.
[23] BVerfGE 14, 263 (277); 21, 150 (155).
[24] BVerfG, Beschluss v. 26.05.1993 – 1 BvR 208/93 = NJW 1993, 2035 – 2037.
[25] BVerfG, Beschluss v. 16.01.2004 – 1 BvR 2285/03 = WuM 2004, 80 – 81.
Комментариев нет:
Отправить комментарий