вторник, 27 ноября 2012 г.

Арыстанбеков Марат Акытович, д.ю.н, доцент, ведущий сотрудник НИИ «Правовых и сравнительных исследований»Карагандинского университета «Болашак» Республика Казахстан, г. Караганда Некоторые аспекты расследования преступлений в сфере налогообложения в Республике Казахстан


Арыстанбеков Марат Акытович,
д.ю.н,  доцент, ведущий сотрудник НИИ «Правовых и сравнительных исследований»Карагандинского университета «Болашак»
 Республика Казахстан, г. Караганда

Некоторые аспекты расследования преступлений в сфере
налогообложения в Республике Казахстан


Президент Республики Казахстан своим Указом от 6 мая 1998 года №3935 «О мерах по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью» образовал Комитет налоговой полиции Республики Казахстан. Данному органу была доверена борьба практически со всеми видами экономических и коррупционных преступлений. Налоговая полиция Республики Казахстан обладает функциями и полномочиями в области предварительного следствия в полном объеме.Органы налоговой полиции своей деятельностью «органически заполнили существующий пробел в правоохранительной и контрольной функциях государства».[1]
22 января 2001 года Указом Президента РК № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» было создано Агентство финансовой полиции Республики Казахстан как орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан.
4 июля 2002 года Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан», в соответствии с которым, органам финансовой полиции был придан статус специального государственного органа, осуществляющего правоохранительную деятельность.
Вст. 1 Закона четко регламентирован статус этой организации «Органы финансовой полиции Республики Казахстан (далее - органы финансовой полиции) являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом».
В соответствии с данным законом, органы финансовой полиции вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, также изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Помимо вышеперечисленных прав, органы финансовой полиции, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8, обязаны предупреждать, выявлять и пресекать административные правонарушения. Руководители органов финансовой полиции и их заместители, руководители органов финансовой полиции по областям, городам республиканского значения, столицы Республики Казахстан, межрегиональных, районных, городских, районных в городах и специальных подразделений финансовой полиции и их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области налогообложения и налагать административные взыскания, предусмотренные ст.ст. 205 (ч.1,2,4,5), 207, 212, 215 КоАП РК. К данным правонарушениям относятся: нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе; сокрытие объектов налогообложения; нарушение порядка допуска на территорию рынка; нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. По вышеперечисленным категориям административных дел органы финансовой полиции сами составляют протоколы об административных правонарушениях, ведут производство по рассмотрению этих дел и выносят постановления о наложении административного взыскания. В административном законодательстве закреплен перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях по делам, рассматриваемым судами. К таким относятся: нарушение правил ввоза, транспортировки, производства, хранения и реализации подакцизных товаров; нарушение порядка и правил маркировки.
Сегодня пересматриваются подходы к содержанию правоохранительных функций государства и деятельности правоохранительных органов. Ранее считалось, что правоохранительные органы призваны охранять, прежде всего, интересы государства, а затем только права граждан и организаций. Признание, соблюдение и защита прав и свобод должны обеспечиваться всеми органами государства, осуществляющими предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также производство по делам об административных правонарушениях. При этом, правоохранительная деятельность не «замыкается на узких специфических вопросах борьбы с правонарушениями, а заключается в охране права в целом».[2]
Деятельность органов финансовой полиции связана с расследованием дел об административных правонарушениях в области налогообложения. Выявление правонарушения, возбуждение дела и его рассмотрение, а также вынесение постановления и наложение взыскания является одним из видов правоохранительной деятельности данного органа, которая одновременно включает в себя систему мероприятий, направленных на создание необходимых условий для добровольного и принудительного исполнения обязательств.
Действующее законодательство Республики Казахстан предусматривает две основные формы защиты прав и интересов налогоплательщиков: судебную и административную.
Во внесудебном (административном) порядке дела об административных правонарушениях правомочны рассматривать только органы финансовой полиции и налоговой службы.
Деятельность органов финансовой полиции сегодня связана с экономической безопасностью нашего государства. Обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан органами финансовой полиции рассматривается в тесной взаимосвязи с национальной безопасностью, а также с государственной независимостью. Несмотря на относительно небольшое количество выявленных правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности, ущерб от них весьма значительный. Наибольший ущерб причиняется уклонением от уплаты налогов, что составляет 34,8% от общего объема всех преступлений в экономической сфере.[3]
Внушительный уровень правонарушений в области налогообложения, обусловливает необходимость разработки эффективных методов их выявления. Выявить правонарушения в области налогообложения гораздо сложнее, чем какие-либо другие правонарушения. В первую очередь, это связано с конфликтом интересов в области налогообложения. Каждый налогоплательщик стремится уменьшить свои налоговые обязательства, а государство стремится обеспечить полное, своевременное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей в области налогообложения. Проблема выявления правонарушений в области налогообложения также связана и с трудностью их обнаружения. Признаки, указывающие на наличие налогового правонарушения, а также и налогового преступления, в зависимости от степени выраженности, подразделяются на явные и неявные. Явные прямо указывают на наличие правонарушения. К числу явных признаков наличия административного правонарушения относятся: несоответствия осуществленной хозяйственной операции ее документальному отражению; наличие подлогов документов, несоответствие записей в первичных и отчетных документах и т.д. Неявные не несут прямых указаний или информации о совершении правонарушения, к ним относятся неправильное ведение документооборота, несоблюдение правил ведения кассовых операций и т.п.[4]
На современном этапе некоторые ученые ставят вопрос о необходимости, возможности и перспективах использования положений криминалистики в административном процессе. В первую очередь, это связано с необходимостью законодательного закрепления института административного расследования с учетом особенностей к которым относятся:
1) административное расследование проводится только по определенным категориям дел (например, по делам об административных правонарушениях в области налогообложения, в таможенной сфере и т.д.);
2) административное расследование проводится только в тех случаях, когда проведение процессуальных действий требует значительных временных затрат;
3) решение о проведении административного расследования принимается должностными лицами органов налоговой службы и финансовой полиции, а также судьями, в соответствии с подведомственностью рассмотрения дела об административном правонарушении;
4) административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения;
5) срок административного расследования не должен превышать 30 календарных дней, в исключительных случаях может быть продлен до 90 дней; по результатам административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.[5]
При этом необходимо учитывать, что криминалистическая характеристика преступлений в сфере налогообложения представляет собой комплекс криминалистически значимых признаков о типичной исходной информации, способах совершения рассматриваемых деяний их субъекте, обстоятельствах, подлежащих установлению в целях определения эффективной методики расследования рассматриваемых видов криминальных посягательств. Для организации эффективного расследования преступлений, прежде всего необходимы знания о наиболее распространённых источниках, содержании и условиях получения исходной информации о событиях преступлений.[6]
Кроме этого, в криминалистическую характеристику входят элементы, раскрывающие совершение преступления, основным из которых является способ совершения преступного деяния. Конечная цель изучения способов совершения преступления в криминалистической науке - выявление закономерностей возникновения доказательств. Элементы криминалистической характеристики преступления выделяют систему действий по подготовке, совершению и сокрытию преступлений, свойства личности, связанные с обстоятельствами преступного посягательств.При этом, следы преступлений и правонарушений в налоговой сфере отражаются в процессе производства (товаров, работ и услуг), их распределения и реализации. На практике встречаются правонарушения в области налогообложения, таможенного дела и т.п., где необходимы знания налогового и бухгалтерского учетов. Полное их исследование возможно лишь при применении комплекса всех экономических и финансовых наук, тогда как, следственная и судебная практика ограничивается использованием лишь бухгалтерского учета, что приводит к отставанию других экономико-аналитических наук. Здесь необходимо отметить, что при осуществлении контроля и выявления нарушений налогового законодательства, ощущается недостаток экономических знаний у сотрудников финансовой полиции. Именно по этой причине часть уголовных дел остаются нераскрытыми. Данная проблема, связана с тем, что в основном сотрудники финансовой полиции имеют юридическое образование, что конечно, не исключает привлечения к расследованию, специалистов обладающих специальными научными знаниями в области экономики. Другой причиной, является отсутствие единой методики расследования налоговых правонарушений и преступлений[7].Здесь необходимо отметить, что изучение способов совершения преступлений способствует: а) разработке методик по раскрытию преступлений; б) получению доказательств, изобличающих преступника; в) выявлению неизвестных эпизодов преступной деятельности и лиц, причастных к совершению преступления; г) выявлению причин и условий способствующих совершению преступления.
Кроме этого, решение проблем расследования преступлений в сфере налогообложения видится, во взаимодействии служб и подразделении финансовой полиции с органами налоговой службы и другими правоохранительными органами. Такое взаимодействие возможно осуществлять в информационных, правовых и организационных формах.[8]
Таким образом, проблему укрепления экономической безопасности Республики Казахстан невозможно решить только мерами административной ответственности и уголовного преследования. Борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями требует эффективности деятельности не только органов финансовой полиции как одного из видов их правоохранительной деятельности, но и всех ветвей государственной власти, а также повышение чувства долга и ответственности перед государством самих граждан.



[1]Каиржанов Е., Айкимбаев А. Проблемы борьбы с уклонением от уплаты налогов в Республике Казахстан: Учебное пособие. – Алматы: «Оркениет», 2000. – с. 67.
[2]Бекбергенов Н.А. Правоохранительная деятельность в Республике Казахстан: Учебное пособие. – Караганда: «БолашакБаспа», 1998. – С.12.

[3]Тусупбеков Р.Т. Актуальные проблемы повышения эффективности экономической безопасности Республики Казахстан // Научные труды Академии финансовой полиции Республики Казахстан. – Астана: «Фолиант», 2011. - С.8.
[4]Тусупжанов С.Б. Проблемы использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений // Научные труды Академии финансовой полиции Республики Казахстан. – Астана: «Фолиант», 2002. – С. 87.
[5]Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Возможности и перспективы использования криминалистики в административном процессе // Правоведение. – 2003. - № 3. – С. 108.
[6] Козлов В.А. Значение криминалистической характеристики для установления субъекта налоговых преступлений // Правоведение. – 2004. - № 1. – С. 75.
[7] Ахметова Э.Н. Проблемные вопросы использования аудита и судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам об экономических преступлениях // Научные труды академии финансовой полиции. – Алматы: «Жетыжаргы», 2001. – С. 227.
[8]Сидоренко Т.В. Роль органов финансовой полиции в борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями в Республике Казахстан // Вестник №3 – 2007. С.23-24.

;msq � r a P� @�� amily:Calibri; mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language: EN-US;mso-bidi-language:AR-SA'>[9] Шебанов А.Ф. Система законодательства как научная основа классификации // Советское государство и право. 1971. № 12. С. 33.
/%* � A D P� @�� D%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%202012%20%D0%A0%D0%90%D0%9F/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%201.docx#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] BGH NJW 1999, 3198, 3202.
[12] BGH NJW 1999, 3198, 3201.
[13] BGH NJW 1964, 2350, 2351.
[14] Kropholler, § 60 IV 6.
[15]  In diesem Sinne das Kammergericht (KG) Zeitschrift für Schiedsverfahren (SchiedsVZ) 2007, 100; vgl. auch die Rechtsprechung in der Schweiz, Zivilgericht Basel-Stadt Basler Juristische Mitteilungen (BJM) 1966, 253, 254; Kropholler, § 60 IV 6.
[16] Az. VAS 13688/09, IPRax 2011, 194. Hierzulande wird dieses Gericht auch Arbitragegericht oder Handelsgericht genannt, IPRax 2011, 194 Fn. 1.

[17] Beschluss vom 3.11.2009, Az. N 5-G09-112; Beschluss vom 1.12.2009, Az. N 4-G09-27 (zitiert nach Kopylov, IPRax 2011, 195, 197 Fn. 37).

[18] Vgl. z. B. BVerfG, NJW 1993, 2035 (2036).
[19] Vgl. die kurze Zusammenfassung bei Ruge, Begründung von Wohnungseigentum an Bestandsimmobilien, S. 38 m. w. N.
[20]EntwurfeinesGesetzesüberdieenergetischeModernisierungvonvermietetemWohnraumundüberdievereinfachteDurchsetzungvonRäumungstiteln(Mietrechtsänderungsgesetz-MietRÄndG).
[22] Sie werden allgemein auch als essentialia negotii bezeichnet.
[23] BVerfGE 14, 263 (277); 21, 150 (155).

[24] BVerfG, Beschluss v. 26.05.1993 – 1 BvR 208/93 = NJW 1993, 2035 – 2037.
[25] BVerfG, Beschluss v. 16.01.2004 – 1 BvR 2285/03 = WuM 2004, 80 – 81.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий