Кусаинова Айман Кудайбергеновна
к.ю.н, доцент,
ведущий сотрудник НИИ «Правовых и сравнительных исследований» Карагандинского
университета «Болашак»
Республика Казахстан, г. Караганда
Законодательство об инновациях: проблемы и
перспективы (опыт Республики Казахстан)
В своем Послании
народу Казахстана Президент Республики Казахстан одним из социально значимых
направлений назвал индустриально-инновационное развитие. Эта программа остается
главным ориентиром модернизации экономики. Только в прошлом году введено в
эксплуатацию 288 проектов на сумму более 970-ти миллиардов тенге. В результате
создано более 30 тысяч постоянных качественных рабочих мест. На основе
принятого Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной
деятельности» необходимо наращивать инновационный потенциал взаимодействия
государства, бизнеса и науки.[1]
М. К. Сулейменов
пишет: «Прошло уже более пятнадцати лет со дня обретения Казахстаном
независимости. Наша страна, пройдя через испытание жестким кризисом и разрухой
начала 90-х годов, построила независимую и самостоятельную экономику,
превратившись в развитое государство, лидера среди стран Центральной Азии и
государств СНГ. В Казахстане проведены кардинальные экономические реформы,
обеспечившие переход от централизованной экономики к обществу, развивающемуся
по пути построения рыночной экономики, гражданского общества и правового
государства. Проведение экономических реформ было бы невозможно без правовой реформы,
заложившей правовые основы развития государства и общества». [2]
В условиях
формирования национальной правовой системы, преобразования экономических
отношений и происходящих существенных изменений в осознании правовой
действительности, исследование правовых явлений, не подвергшихся в достаточной
мере изучению, приобретает большое значение. К числу таковых относится, в
частности, инновации. Довольно длительный период времени понятие «инновации»
вообще не употреблялось в законодательстве и научной литературе, не было
предметом исследований юридических отраслей знаний. Именно поэтому первые
попытки законодателя по применению этой категории поставили перед правовой
наукой ряд серьезнейших проблем, от решения которых зависит судьба многих
общественных реформ, происходящих в настоящее время.
Выработка четких
юридических представлений о сущности и содержании инноваций имеет большое
практическое и теоретическое значение. Опираясь на данную категорию, можно
найти правильный подход к постановке ряда сложных вопросов законодательной и
правоприменительной практики и последующему их решению.
На сегодняшний
день инновации являются базисом для прогресса казахстанской экономики и
позволят достичь конкурентных преимуществ в современном мире. В Казахстане
поставлена задача перейти к индустриально-инновационному типу развития
экономики, ввиду еще не до конца развитого индустриального сектора экономики и
ориентации на стратегию поддержки высокотехнологичных производств,
инновационного сектора и предпринимательства.[3]
В связи с этим
одной из задач правовой науки является определение места инновационного
законодательства, его анализ и перспективы развития.
Под отраслью
инновационного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность
нормативных актов, как законов, так и подзаконных актов, которые регламентируют
эти отношения. В узком смысле инновационное законодательство представляет собой
совокупность законов, содержащих нормы, регламентирующие общественные
отношения, составляющие предмет его регулирования.
Правовое
регулирование инноваций содержится в ряде законодательных актов, принятых в
последние годы, прежде всего в Гражданском кодексе Республики Казахстан. Так,
за двадцать лет, начиная с 1993 года, был принят ряд нормативных правовых
актов, определивших основные направления развития инноваций. В 1993 году был
принят Указ Президента РК, имеющий силу закона «О мерах по совершенствованию
организации науки и развитию научно-технического потенциала республики». В 1996
году был принят Закон РК «Об авторском праве и смежных правах», в 1999 году –
«Патентный закон», в 2001 году – Закон РК «О науке» (утратил силу). В 2003-2004
годах были приняты Закон «Об информатизации», Закон РК «Об инвестициях», Закон
РК «Об акционерных обществах», Закона РК «Об инвестиционных фондах». 2006 год
ознаменовался принятием Закона РК «О государственной поддержке инновационной
деятельности» (утратил силу).
Стратегически
важным документом явилась «Стратегия индустриально-инновационного развития
Республики Казахстан на 2003-2015 годы» (утратил силу) базисный нормативный
правовой акт, установивший основы развития национальной инновационной системы
Республики Казахстан и реализацию структурных изменений в экономике страны.
Данная Стратегия была принята на базе правовых положений, которые уже существовали
в связи с переходом страны к рыночным отношениям.
В рамках
реализации Стратегии были приняты новые и внесены изменения в существующие
нормативные правовые акты, были созданы механизмы, способствующие развитию
инновационной деятельности в Казахстане.
Нельзя не
отметить «Программу по формированию и развитию национальной инновационной
системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы» (утратил силу), которая
способствовала формированию инновационной системы открытого типа,
обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе
использования отечественного, а также зарубежного научного потенциала и
технологий.
В настоящее
время достижение устойчивого развития страны осуществляется на основе
«Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в
Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы». Целью программы является построение
национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение
конкурентоспособности экономики за счет создания системы управления
инновационно-технологическим развитием, инновационного развития отраслей и
регионов, создание условий для развития высокотехнологичного малого и среднего
бизнеса и повышения научного и инжинирингового потенциала страны.
Для развития
инновационно-интеллектуального кластера в 2011 году был принят новый Закон РК
«О науке».
Казахстанские
ученые отмечают возрастающую роль государства в развитии и поддержке
инновационной сферы, которая обусловлена большими государственными усилиями в
решении проблем научно-технического развития, ликвидации хронической нехватки
средств у предприятий, поддержании инвестиционной и инновационной активности.[4] В
2012 году был принят Закон «О государственной поддержке
индустриально-инновационной деятельности», с помощью которого наращивается
инновационный потенциал взаимодействия государства, бизнеса и науки. Данный
закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы
стимулирования индустриально-инновационной деятельности и определяет меры ее
государственной поддержки. Успешно реализуемый программный документ
"Дорожная карта бизнеса 2020" содержит дополнительные меры для
поддержки начинающих и молодых бизнесменов, внедряющих инновации.
В Казахстане
практически отсутствуют научные исследования в сфере правового регулирования
национальных инновационных правоотношений, вследствие этого довольно остро
стоит задача определения теоретических основ природы и признаков инновационной
деятельности. Особое внимание необходимо уделить научному анализу и осмыслению
инновационного законодательства. Совершенно справедливо высказывание М.В.
Волынкиной, что «к числу существенных
научных пробелов следует отнести отсутствие в правовой науке исследований,
затрагивающих методологические основы взаимодействия таких социально значимых
явлений, как право и инновации». [5]
Вместе с тем,
хотелось бы подчеркнуть наиболее важную, на наш взгляд, черту законодательного
регулирования инновационных правоотношений. Достаточно активно протекающий
процесс законотворческой деятельности основывается на объективных закономерностях
необходимости повышения уровня правовой регламентации инновационных
правоотношений. Поэтому необходимо определить место инновационного
законодательства в общей системе законодательства. Проблема отнесения
инновационного законодательства к тем или иным отраслям права, определение его
места в системе права стоит и перед российскими учеными. Так, М.В. Волынкина
пишет, что достаточно остро стоит вопрос об отраслевой принадлежности норм,
посвященных инновационной деятельности.[6]
Согласимся с
мнением ученых о том, что инновационное законодательство имеет характер
«комплексного межотраслевого правового института инновационной деятельности,
включающего в себя нормы права различной отраслевой принадлежности,
регулирующие частные и публичные отношения».[7]
Этой же точки зрения придерживается Тускаев Г. Г., он называет систему
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления
инновационной предпринимательской деятельности, совокупностью нормативных
правовых актов, содержащих нормы, как частных, так и публичных отраслей права.[8]
Среди
характерных черт казахстанского инновационного законодательства, как
комплексного образования отметим следующие. Нормативный правовой материал
размещается в многочисленных нормативных актах различных отраслей. С одной
стороны, для нового образования (даже на уровне законодательных актов)
характерно наличие значительных пробелов регулирования важнейших отношений в
сфере инновационной деятельности. Это относится в первую очередь к определению
направлений государственной политики в области инноваций, созданию
благоприятной среды для индустриализации, эффективного взаимодействия
государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики и
других не менее актуальных проблем. С другой стороны, наличие ряда коллизий,
как между отдельными нормами, так и между отдельными законодательными актами.
При этом, сама система законодательства имеет многомерный характер: в ней
следует различать горизонтальную и вертикальную плоскости.[9]
Именно в
горизонтальной плоскостной структуре различают отдельные отрасли
законодательства. Формирование инновационного законодательства происходит,
прежде всего, за счет нормативного правового материала, размещенного в
отдельных отраслях законодательства. Это проясняет теоретическую возможность
возникновения отрасли законодательства инкорпоративного типа, которой не
соответствует какое-либо подразделение в праве.
Между отраслевым
и комплексным законодательством должно обеспечиваться определенное соотношение,
так как отраслевое является первичным (фундаментальным). В нем содержатся
исходные методы и механизмы правового опосредования отношений сообразно
объективным закономерностям развития комплексных отраслей. Комплексное
законодательство, к которым можно отнести действующее инновационное
законодательство, обеспечивает в определенной сфере общественной жизни
согласование и взаимное использование норм отраслевых законодательств. Поэтому
оно производно от ряда первичных отраслей и формируется с учетом отраслевых
методов и механизмов. Тем не менее, это позволяет подчеркнуть самостоятельность
комплексных образований правовых норм. Эти образования затрагивают не только
форму права — законодательство, но и его содержание — правовые нормы.
Анализ
нормативных положений законодательных актов, устанавливающих правила,
регламентирующие отдельные аспекты инновационной деятельности (с той или иной
степенью детализации), свидетельствует о стремлении законодателя комплексно
решить стоящую перед ним проблему. Очевидно, что инновационное законодательство
как достаточно сложное нормативное правовое образование нуждается в эффективном
нормотворческом воздействии. При этом разработка правовых аспектов,
регулирующих инновационные правоотношения – это та основа, на которую должны опираться
исследования конкретных проблем их правового обеспечения. Таких проблем, на наш
взгляд, много. Все они могут быть сгруппированы в зависимости от основных
вопросов инновационной деятельности, решение которых без достаточного правового
обеспечения представляется бесперспективным. В инновационной сфере они
наполняются специфическим содержанием. Вместе с тем необходима систематизация
норм действующего комплекса инновационного законодательства в целях устранения
пробелов и коллизий. Здесь важно создание стройной, внутренне согласованной
системы юридических норм, отличающиеся устойчивостью и рассчитанной на
длительное применение.
Инновационное
законодательство относится к числу комплексных правовых образований, включающих
в свой состав нормы различной отраслевой принадлежности. Это нормы
государственного права, закрепляющие меры государственной поддержки
индустриально-инновационной деятельности; нормы административного права,
обеспечивающие построение национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение
конкурентоспособности экономики за счет создания системы управления
инновационно-технологическим развитием; нормы гражданского права, объединяющие
в себе целый комплекс нормативных правовых актов (ГК РК, Закон об авторском
праве и смежных правах, Патентный закон и др.).
[1]
Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана //
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу
Казахстана, г. Астана, 27 января 2012 года http://adilet.minjust.kz/rus/docs/K1200002012
[2] Сулейменов М.
К. Становление и развитие гражданского законодательства Республики Казахстан.
Алматы, 2006. С.5.
[3] Отчет о
тенденциях в мире и в Республике Казахстан. Астана. АО «Национальный
инновационный фонд». 2011. С. 35. http://nif.kz/upload/analit_pdf/a4.pdf
[4] Остапенко И.Г.
Правовое регулирование государственной поддержки инновационной деятельности в
Республике Казахстан // Материалы международного научного семинара
«конкурентоспособность национальной экономики Казахстана» посвященного 80-летию
профессора У.С. Байжомартова. Источник: http://agu.kz/lib/k_68.pdf
[5] Волынкина, М.
В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности: Автореф. дисс. доктора
юрид. наук. М.,2007. С. 3.
[6] Волынкина. М.
В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности: Автореф. дисс. доктора
юрид. наук. М., 2007. С. 21.
[7] Худокормова. О.
И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М., 2010. С.19. Источник: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1418860
[8] Тускаев Г. Г.
Правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в
Российской Федерации: автореф. дисс… канд. юрид. наук. М. 2011. С.15.
[9] Шебанов А.Ф.
Система законодательства как научная основа классификации // Советское
государство и право. 1971. № 12. С. 33.
[12] BGH NJW 1999, 3198, 3201.
[13] BGH NJW 1964, 2350, 2351.
[14] Kropholler, § 60 IV 6.
[15] In diesem Sinne das Kammergericht (KG) Zeitschrift für Schiedsverfahren (SchiedsVZ) 2007, 100; vgl. auch die Rechtsprechung in der Schweiz, Zivilgericht Basel-Stadt Basler Juristische Mitteilungen (BJM) 1966, 253, 254; Kropholler, § 60 IV 6.
[16] Az. VAS 13688/09, IPRax 2011, 194. Hierzulande wird dieses Gericht auch Arbitragegericht oder Handelsgericht genannt, IPRax 2011, 194 Fn. 1.
[17] Beschluss vom 3.11.2009, Az. N 5-G09-112; Beschluss vom 1.12.2009, Az. N 4-G09-27 (zitiert nach Kopylov, IPRax 2011, 195, 197 Fn. 37).
[18] Vgl. z. B. BVerfG, NJW 1993, 2035 (2036).
[19] Vgl. die kurze Zusammenfassung bei Ruge, Begründung von Wohnungseigentum an Bestandsimmobilien, S. 38 m. w. N.
[20]EntwurfeinesGesetzesüberdieenergetischeModernisierungvonvermietetemWohnraumundüberdievereinfachteDurchsetzungvonRäumungstiteln(Mietrechtsänderungsgesetz-MietRÄndG).
[22] Sie werden allgemein auch als essentialia negotii bezeichnet.
[23] BVerfGE 14, 263 (277); 21, 150 (155).
[24] BVerfG, Beschluss v. 26.05.1993 – 1 BvR 208/93 = NJW 1993, 2035 – 2037.
[25] BVerfG, Beschluss v. 16.01.2004 – 1 BvR 2285/03 = WuM 2004, 80 – 81.
Комментариев нет:
Отправить комментарий