Шантырева Елена Анатольевна
старший
преподаватель, Учреждение
образования
«Витебский государственный университет имени
П.М. Машерова»,
юридический
факультет,
Республика Беларусь, г. Витебск
Роль института мирового соглашения
Мировое соглашение является наиболее
предпочтительным для сторон способом окончания спора. Однако на практике оно
встречается не так часто, как того заслуживает. Это можно объяснить различными
причинами, в том числе отсутствием необходимых теоретических исследований,
законодательными пробелами, недостаточностью судебного толкования.
Современные исследователи правовых
механизмов воздействия на конфликтующие стороны отмечают возрастание роли
института мирового соглашения, посреднических процедур и иных альтернативных
способов разрешения судебных и досудебных споров. Причем складывается мнение,
что «мирные» способы улаживания конфликтов возможны и приоритетны по различным
категориям дел и споров, начиная с семейных, трудовых, включая гражданские,
экономические, в том числе дела о банкротстве, и даже некоторые уголовные. Во
всех правовых системах мира наблюдается четкая ориентация, направленная на
упрощение судебных процедур и облегчение доступа к правосудию. А Комитет
министров Совета Европы в своей Рекомендации от 14 мая 1981 года № R (81) 7 прямо рекомендовал государствам-членам
Совета Европы принять меры по облегчению или поощрению, где это уместно,
примирения сторон или дружественного урегулирования спора до принятия его к
производству или же в ходе разбирательства.
Дискуссия является ли мировое соглашение
альтернативным способом разрешения споров, мировой сделкой, разновидностью
гражданско-правовой сделки, сугубо процессуальным институтом, судебной или
внесудебной сделкой продолжается, но она не должна препятствовать его
оптимальному применению, исходя из принципа, что даже плохой мир лучше хорошей
войны.
Надо согласиться с теми авторами,
которые считают, что для мирового соглашения присущи элементы как
материального, так и процессуального права.
Интересно, что в дореволюционной
литературе термин «мировое соглашение» практически не встречался, а
использовались именно термины «внесудебная мировая сделка» и «судебная мировая
сделка», при этом непосредственно в суде мировая сделка заключается редко;
обычно стороны заключают ее вне судебного процесса, а затем представляют
прошение о прекращении дела. В соответствии со ст. 1359 Устава гражданского
судопроизводства совершить мировую сделку стороны могли явочным порядком – у
нотариуса, а при отсутствии нотариальных контор – у мирового судьи, а затем
представить в суд просьбу прекратить дело (посредством записи); либо обе
стороны подавали в суд мировое прошение, засвидетельствованное у нотариуса или
у мирового судьи (подачей мирового прошения); либо стороны заявляли суду
словесно о желании прекратить дело мировой сделкой (составление мирового
протокола).
В настоящее время в гражданском
законодательстве России и подавляющего большинства государств – бывших
республик СССР отсутствуют общие положения о мировых соглашениях. Исключением
является Гражданский кодекс Молдовы, ст.ст. 1331-1338 которого посвящены
регулированию мировых соглашений. Иной подход отражен в ведущих европейских
гражданско-правовых кодификациях. Общие положения о мировых соглашениях как
гражданско-правовых сделках, содержаться, в частности, в Гражданском кодексе
Франции (ст.ст. 2044-2058 титула XV книги III «О различных способах, которыми приобретается
имущество»), Германском гражданском уложении (§ 779 книги второй «Об
обязательствах»), Гражданском кодексе Испании (ст.ст. 1809-1819 титула XII «О мировых и третейских соглашениях»), Гражданском
кодексе Италии (ст.ст. 1965-1976 книги 4 «Об обязательствах»), Гражданском
кодексе Греции (ст.ст. 1809-1816 гл. XXXIII книги 2
«Обязательственное право»).
И наоборот, процессуальные кодексы
уделяют много внимания мировому соглашению. И, в первую очередь, конечно же,
правовому регулированию процессуальных его аспектов.
Необходимость более интенсивного
применения мирового соглашения диктуется современными условиями развития
мировой экономики, хозяйственных отношений между конкретными субъектами
предпринимательской деятельности, необходимостью сохранения нормальных
отношений между партнерами бизнеса.
О мировом соглашении и его особенностях
все отчетливее высказывает свою позицию законодатель. Правда, есть еще очень
много возможностей и далее совершенствовать действующее законодательство о
мировом соглашении. Эти дополнения можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, назрела необходимость
урегулировать возможность заключения внесудебного мирового соглашения и его
последствий. Оно позволяет сторонам выйти за пределы спорного предмета и даже
заключить новый договор. В таком случае наличие реального внесудебного мирового
соглашения, заключенного между теми же лицами – по тому же спору, является
основанием для отказа суда в принятии искового заявления. Если заключено
внесудебное мировое соглашение по данному спору, суду нет необходимости
разрешать его, он лишь должен проверить законность его условий.
Во-вторых, на законодательном уровне
нужно рассмотреть вопрос о расширении круга лиц (участников хозяйственного
процесса), имеющих право на заключение мирового соглашения за счет третьих лиц,
участвующих в деле и не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
В-третьих, вполне рационально выглядит и
предложение о возможности заключения мирового соглашения, которое регулирует не
весь спор, а только часть спора. Такое мировое соглашение будет стимулом для
того, чтобы спорящие стороны нашли консенсус и по другим спорным моментам.
В-четвертых, нуждается в подробном
правовом регулировании и внесудебное мировое соглашение с последующей судебной
проверкой его законности при необходимости прибегнуть к принудительному его
исполнению. Кстати, дореволюционное законодательство допускало совершение как
внесудебной мировой сделки, так и судебной мировой сделки. Поэтому нынешнему
законодателю надо будет только осовременить уже разработанную теорию.
Мировое соглашение или мировая сделка в
различных интерпретациях заслуживают более полного исследования и более
широкого применения.
у�A � � � � P� арного знака:
отличительную, рекламную, гарантийную, индивидуализирующую, охранительную,
стимулирующую, регулятивную, культурно-просветительную.[8]
Анализ
приведенных выше функций товарного знака допускает определить их состав
следующим образом: индивидуализирующая (различительная), рекламная,
(коммуникативная) и идентифицирующая (гарантийная). Содержание данной
классификации наиболее полным образом раскрывает значение товарных знаков в
условиях возникновения в стране рыночных отношений. Когда вопросы маркетинга
приобретают большее значение в экономике, слабое владение таким инструментом,
как товарный знак, может нанести непоправимый ущерб даже хорошо налаженному
производству. В то же время правильное пользование данным объектом промышленной
собственности в условиях рынка может дать его владельцу преимущества перед
конкурентами. Правовая охрана товарного знака обеспечивает защиту
общественности от беспорядка, а владельца обозначения — от потери рынка.[9]
Индивидуализирующая
функция помогает выделить товар из массы остальных аналогичных товаров.
Индивидуализирующий эффект товарного знака во многом зависит от его
запоминаемости, которая обусловлена лаконичностью, простотой, воспроизводимостью
и уникальностью.[10]
С помощью различительной способности товарного знака товар становится
узнаваемым для конечного потребителя.
Наиважнейшим
средством продвижения товара на рынке выступает его реклама, а товарный знак
является, по мнению Р.С. Восканяна, "вершиной или пиком огромной
пирамиды рекламы".[11]
Реклама товаров без использования товарных знаков анонимна для широкого круга
потребителей.[12]
Кроме того, данный объект промышленной собственности оказывает высокое
эмоциональное и психологическое воздействие, исполняя роль средства
коммуникации между участниками рынка, поскольку производитель товара при его
помощи передает определенные сведения, а потребитель их воспринимает. Товарный
знак может служить для потребителя и антирекламой, если производитель представит
на рынке продукция плохого качества или само обозначение будет иметь не
рекламный вид. Не случайно уже сейчас в рекламном деле 75 % объявлений в
газетах и журналах носит эмоциональный характер и только 25 % обращено к
"разуму" читателя.[13]
Б.Н.Машкин сравнивает нанесенный на продукцию товарный знак с "безмолвным
продавцом".[14]
Он позволяет покупателю разрешить поставленную перед ним проблему: нужно ли
покупать данный товар для себя, будет ли данная продукция хорошим подарком для
кого-либо и т.д. Реклама включает в себя целый комплекс средств и приемов,
направленных на достижение конечной цели — продажи товаров и
предоставлении услуг конечному потребителю.
Е.А. Ариевич,
С.И. Волков, Р.С. Восканян, Э.П. Гаврилов,
Г.С. Покшишевская, В.М. Романов, называя качества, которыми, по их
мнению, должны обладать эффективные в рекламном отношении товарные знаки,
формулируют признаки рекламоспособности: новизна идеи, ассоциативность,
лаконичность, связь с местом происхождения, эстетичность, цвет,
удобопроизносимость, приспособляемость.[15]
Е.А. Ариевич предлагает, что по содержанию данное обозначение должно
определенным способом либо воссоздать образ товара, либо намекать на некоторые
его свойства (например, "Минутка" — для кастрюль-скороварок).[16]
Нередко
разрабатываются товарные знаки на основе аббревиатур названий предприятий:
"Декур" — Курский завод деревообработки, "Черуд" —
Челябинское рудоуправление. Однако привязка данного объекта промышленной
собственности к наименованию предприятия, хотя и считается удачной с точки зрения
указания на место происхождения товара, тем не менее, может затруднить ситуацию
при передаче права либо продажи лицензии на товарный знак.
Все, что
относится к размещению товарного знака, должно быть тщательно продумано: от
места расположения знака на изделии или упаковке до технологических приемов его
нанесения, отчего зависит сила воздействия обозначения на потенциального
потребителя.[17]
Место расположения данного объекта промышленной собственности на товаре должно
быть определено стандартами и техническими условиями на изделия, что в
настоящее время еще не разработано, поэтому разработчик вынужден решать этот
вопрос самостоятельно. Однако имеется опыт разработки стандарта предприятия на
товарный знак. В первом разделе дается словесная характеристика, изображение,
размеры и способы нанесения товарного знака, во втором — все технические
требования обозначения и поверхности нанесения, в третьем — требования по месту
расположения данного объекта промышленной собственности на изделии.[18]
С рекламной
функцией связана идентифицирующая, реализация которой происходит при
отождествлении товара с тем или иным производителем. Увидев знакомый товарный
знак, потребитель уверен, что это обозначение гарантирует ему (потребителю)
заведомо высокое качество товара.[19]
Все рассмотренные
выше функции товарного знака выполняются обозначением одновременно и постоянно,
поскольку представляют собой систему. Так, выбирая определенный товар
(индивидуализирующая функция товарного знака), потребитель отождествляет его с
тем или иным производителем (идентифицирующая функция товарного знака). А
рекламная функция товарного знака позволяет лучше ориентироваться в таком
выборе и оценке их качества с учетом репутации производителя.
[1] Гражданское право:
Учебник, в 3 т. / Н.Д.Егоров, И.В.Елисеев,А.А.Иванов и др.; Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. — М:Проспект, 1999. — Т.З. — 624 с.
[2] Шестимиров А.А. Товарные знаки: Учеб. пособ. — М.:
ВНИИПИ, 1995. —293 с.
[3] Гринкевич СВ. Как
зарегистрировать и грамотно использовать
товарный знак // De Jure. — 2000. — № 22. — 15-21 июня. — С.8-10.
[4] Василевский А.Л.,
Савин-Лазарева Э.С. Товарные
знаки и проблемы их
поиска. — М: ЦНИИПИ, 1970. — 77 с.
[5] Богатых Е.А.
Гражданское и торговое право: Учеб. пособ. — М.: Контракт, 2000. — 352 с.
[6] Olfaktorische, gustatorische
und haptische Marken. Marken-Orchideen als innovative Wirtschaftsguter // WRP. —
1999. — Vol.45, № 6. —
P.575-579.
[7] Адуев А.Н.,
Белогорская Е.М. Товарный
знак и его
правовое значение. — М.:
Юридическая литература, 1972. — 70 с.
[8] Нефедова Л.Д.
Товарные знаки и их роль в управлении качеством продукции. — М.: ВНИИПИ, 1982. — 60 с.
[9] Arthur R.Miller, Michael H.Davis. Intellectual
Property: Patents, Trademarks
and Copyright. — St.Paul, Minn. West Publishing Co., 1990. —437 p.
[10] Товарные
знаки. Историография. Построение.
Использование. Регистрация /
Автор-составитель Ю.Сокольников. — М.: Изд. дом. "Тигра", 2000.—179с.
[11] Восканян Р.С.
Экономическое, правовое и
функциональное значение товарных знаков
в условиях действия нового хозяйственного механизма// Конспекты лекций цикла "Переход на патентную форму охраны изобретений": Сб. /
ВНИИПИ. — М.: ВНИИПИ, 1991.—
С.1-10.
[12] Ариевич Е.А.
Рекламная функция товарного знака // Вопросы изобретательства. — 1981. — № 7. — С.40-43.
[13] Жохов В.П.
Практика разработки и
использования товарных знаков
// Вопросы изобретательства. — 1984. — № 7. — С.37-41.
[14] Машкин
Б.И. Справочник для
предпринимателей по изобретательству и рационализации. — М.: ИНИЦ
Роспатента, 2000. —187 с.
[15] Волков СИ.,
Восканян Р.С. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. — М.: Малое предприятие "Путь", 1991. — 116 с.
[16] Ариевич Е.А.
Рекламная функция товарного знака // Вопросы изобретательства. — 1981. — № 7. — С.40-43.
[17] Зинкевич Е.В. Визитная карточка предприятия // Интеллектуальная собственность в Беларуси. — 1999.
— № 3. — С.24-29.
[18] Казаков В.П.
Стандарт предприятия на товарный знак // Вопросыизобретательства. — 1976. — № 6. — С.56.
[19] Шестимиров А.А.
Товарные знаки: Учеб. пособ. — М.: ВНИИПИ, 1995. —293 с.
[25] BVerfG, Beschluss v. 16.01.2004 – 1 BvR 2285/03 = WuM 2004, 80 – 81.
Комментариев нет:
Отправить комментарий